25 марта 2016г. в кластере военно-промышленного комплекса парке «ПАТРИОТ» прошел семинар «Автономные малоразмерные высокоманевренные беспилотные летательные аппараты мультироторного типа».

Организация и проведение данного мероприятия в таком формате и масштабах именно сегодня не случайно.

В настоящее время направление мультироторных машин бурно развивается, в том числе в нашей стране. Толчком к этому развитию послужило создание достаточно большого количества бортовых управляющих контроллеров, систем навигации и навесного оборудования различного назначения. Существенное снижение стоимости полетных контроллеров привело к возможности широкого применения мультироторных машин как в гражданской, так и в специальных сферах.

В настоящее время практически решен вопрос с производством несущих рам, выбором винтомоторных групп. Набрана статистика зависимости полетного времени от применяемых двигателей, их количества, размеров винтов и т.д.

Ручное и полуавтоматическое управление мультироторными машинами сегодня не составляет труда. Есть много вариантов применения бортовой электроники, и набрана соответствующая статистика.

Современное применение мультироторных машин требует автономных полетов в автоматическом режиме, с автоматическим взлетом и посадкой. При полете по заданному маршруту необходимо управление полетным контроллером навесным оборудованием. Например, видеонаблюдение в разных точках маршрута с управлением подвесом видеокамеры или реакция управляющей системы мультироторной машины при появлении сигнала с тепловизора о возгорании в лесополосе и т.п.

Таким образом в настоящее время начинается этап соревнования между производителями полетных контроллеров в количестве дополнительных функций управляющего контролера помимо управления полетом мультироторной машины. Должна быть реализована возможность управления навесным оборудованием любой сложности и назначения в конкретных точках маршрута. Такие важные и нужные функции как, например, определение координат объекта по фотоизображениям с бортовой камеры, могут осуществляться при совместной работе как полетного контроллера, так и достаточно большого вычислительного комплекса, расположенного как на борту, так и в составе наземной станции управления

В настоящее время решается наиважнейший вопрос о направлениях применения мультироторных машин в целом. Часто слышится вопрос: «А сколько летает мультироторная машина на одном комплекте силовых аккумуляторов?» И происходит сравнение полетного времени, например, беспилотного летательного аппарата самолетного типа с мультироторной машиной. Конечно, сама по себе величина этого полетного времени склоняется не в пользу мультироторных машин. Однако, при выборе летательного аппарата для решения тех или иных задач возможно и нужно во всю мощь использовать все преимущества мультироторных машин, а не только продолжительность полета на одной зарядной батарее, тем более, что при ближайшем рассмотрении оказывается, что для заказчика принципиально совсем не это. А именно: способность зависания в точке, взлет — посадка со взлетной площадки в несколько метров и т.д. Например, ярко выраженные преимущества мультироторной машины могут быть продемонстрированы при сравнении беспилотного летательного аппарата самолетного типа и мультироторной машины при организации работы воздушного охранного комплекса для охраны участка большой площади или протяженности. Мультироторная машина может летать вдоль забора охраняемого участка на небольшой высоте в автоматическом режиме и останавливаться в точках для детального рассмотрения в точках предполагаемого нарушения периметра. При применении беспилотного летательного аппарата самолетного типа это сделать значительно сложнее. На сегодняшний день единственным реальным путем существенного увеличения полетного времени (до 5 часов) является применение бортовой энергетической установки на основе топливных элементах. В настоящее время проходит испытание и набирается статистика применения таких установок (аппарат создан компанией «НЕЛК»).

Важной проблематикой в развитии мультироторной техники являются каналы связи с летательным аппаратом для управления и получения полезной информации с борта в любой помеховой обстановке.

В настоящее время намечаются тенденции развития автономного полета мультироторных машин малого и сверхмалого размера. Например, для получения видеосигнала с бортовой камеры не всегда есть необходимость в большом аппарате. Производители бортовой управляющей электроники и полетных контроллеров также идут по пути уменьшения веса и размера этих конструкций.

В докладах на мероприятии были сформулированы основные требования для мультироторных машин специального применения. Это увеличение продолжительности полета свыше 1,5 часов, дальности полета до 10 км и более, полезная нагрузка от 1,5 до 30 кг, увеличение циклов заряда силовых аккумуляторов, применение аппаратов при температуре до минус 30°, наличие надежных и закрытых каналов связи, возможность полностью автономного полета с автоматическим взлетом и посадкой, работа в условиях сложной электромагнитной обстановки, работа в помещениях и при отсутствии спутниковой навигации и, по возможности, снижение стоимости, особенно летающей части комплекса.

Значительное количество докладов было посвящено перспективным разработкам в области проектирования мультироторных машин. Таких как управление беспилотными летательными аппаратами через интерфейс мозг человека-компьютер, визуальная локализация беспилотных летательных аппаратов, системы компьютерного зрения, групповые полеты и др. Становится понятным, что в одиночку и даже небольшими коллективами будет трудно достичь.

На таких мероприятиях, не только по проблематике мультироторной техники, но и вообще, происходит обмен опытом между разработчиками, производителями и потенциальными заказчиками, которым собственно и необходимы данные машины в их работе.

Было бы неплохо организовывать аналогичные мероприятия и для потенциальных заказчиков мультироторных машин, где представители из разных сфер применения мультироторных машин — потенциальные потребители — могли бы познакомиться с их работой, увидеть на практике саму работу таких машин и определиться с выбором их конструкций. После чего им было бы проще более конкретно и правильно ставить задачи перед разработчиками летающих комплексов, что несомненно послужит продвижению идеи работы мультироторных машин в различных сферах человеческой деятельности.

Такие мероприятия имеют большое значение для правильного развития тематики проектирования, производства и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов мультироторного типа.