На современном этапе развития нашей страны все острее стоит вопрос с кадрами, способными решать задачи, связанные с разработкой высоко-технологичной техники, развитием новых направлений. Необходимо решать вопросы, связанные с созданием современных предприятий по разработке и производству новой, а порой совершенно уникальной техники.

 

В настоящее время быстро развивается и становится все более востребованным направлением развития авиационной техники создание мультироторных машин.
Летательный аппарат такого типа представляет собой раму с разным количеством двигателей, расположенных на ней. Оборотами двигателей управляют специальные электронные устройства – регуляторы оборотов. Сигналы управления на регуляторы приходят с полетного контроллера, который управляет полетом мультироторной машины, навигацией полета и навесным оборудованием для решения разных задач. Полетный контролер состоит из двух частей: собственно электронного вычислителя и управляющей программы. Электронная часть содержит процессор необходимой мощности, гироскопы, акселерометры и т.д.

Технология изготовления датчиков (гироскопов, акселерометров) и других элементов постоянно развивается, а значит необходимо постоянно совершенствовать как аппаратную, так и программную часть полетного контроллера.

Трудно представить использование полетного контроллера импортного производства в серьезном проекте, связанном с разработкой мультироторной машины даже общего назначения. Управляющая программа полетного контроллера (прошивка) является собственностью фирмы – разработчика полетного контроллера. При необходимости доработки и получения дополнительных функций контроллера необходимо обращаться к разработчикам контроллера и полностью зависеть от них при введении в эксплуатацию конкретной версии контроллера. Вероятность наличия скрытых функций полетного контроллера делает не возможным их применение при разработке мультироторной машины специального назначения. В настоящее время уже существуют образцы полетных контроллеров, разработанных в нашей стране. Но пока еще используются отдельные электронные компоненты импортного производства. Алгоритмы работы и полетные управляющие программы разработаны нашими программистами и не уступают импортным аналогам. Некоторые модели контролеров разработаны компаниями, которые успешно работают на зарубежном и отечественном рынках, в составе которых трудятся талантливые электронщики и программисты.

Шилов Кирилл, основатель и руководитель компании Sky-Drones — один из таких разработчиков полетных контроллеров. Выпускник Московского Физико-Технического Института (МФТИ, «Физтех»), имеющий степень бакалавра с отличием по специальности «Прикладная Математика и Физика» и магистра с отличием по специальности «Динамика полёта и Системы Управления». Профессиональный опыт Кирилла включает работу в таких зарубежных компаниях, как PerspectiveRobotics AG (Spin-off ETH Zurich), расположенной в г.Цюрих, Швейцария и AutonomousControlSystemsLab, расположенной в г.Токио, Япония.

В настоящее время разработаны две версии аппаратной части полетного контроллера SmartAP и системы спутниковой навигации. Профессиональная версия с большим количеством выходов для подключения различных вариантов навесного оборудования и мини версия — для самостоятельного изготовления мультироторных машин моделистами, которых в нашей стране на удивление пока еще достаточно много, несмотря на очень малое количество авиаклубов по всей нашей необъятной стране. Управляющие программы контроллера состоят из двух частей: полетной части, которая непосредственно управляет полетом мультироторной машины, и наземной части. Программа наземной части комплекса управляет компьютером, при помощи которого осуществляется слежение за телеметрией, поступающей с летающей части комплекса, а также формированием и загрузкой на борт конкретного полетного задания. Полетное задание состоит из двух частей: маршрута, по которому осуществляется полет, и функциональной задачи управления для навесного оборудования. Осуществляется разработка новых программных модулей с последующим испытанием и доработкой на тестовых мультироторных машинах – лабораториях, на которых установлены дополнительные датчики и устройства для фиксации всех параметров полета. Полученные данные используются для аппаратной и программной доработки полетного контроллера. Разработаны специальные дополнительные модули SmartAP. Например, модуль телеметрии, передающий на землю параметры полета в составе видео сигнала с курсовой или дополнительной бортовой камеры.

Разработкой мультиротоных машин занимаюсь больше 10 лет. Испытывал достаточно много полетных контроллеров. Вот уже год внимательно слежу за развитием проекта разработки полетного контроллера SmartAP. Занимаюсь испытаниями всех новинок проекта. На контроллере летают уже сотни мультироторных машин различного назначения в нашей стране и за ее пределами. Контроллер был испытан на больших рамах (1000мм), средних (700 мм) и на малых (280 мм) рамах. На всех размерах рам полетный контроллер обеспечивает уверенный полет. Настройки контролера просты и понятны. Компания разработчик осуществляет необходимую техническую поддержку. При необходимости осуществляются доработки для получения новых и не стандартных функций полетного контроллера под конкретный проект. За время испытаний не было ни одного отказа аппаратной части полетного контроллера.