С 9 по 12 октября 2008 г. в КВЦ «Сокольники» прошла крупнейшая на территории России и СНГ и третья по величине в мире выставка «Музыка Москва».

Музыкальные инструменты, профессиональное звуковое, световое, радио- и кинооборудование, студийные и сценические технологии и многое др., что так или иначе связано с шоу-бизнесом, музыкальной и концертной деятельностью, было представлено в различных павильонах, расположенных на огромной территории живописнейшего парка столицы.
Проходящая уже в 14-ый раз выставка с каждым годом приобретает все больший авторитет как в России, так и за ее пределами. Число иностранных участников и посетителей из-за рубежа год от года только растет.
Причем, если рассматривать организацию выставки с профессиональной точки зрения, следует заметить, что перед организаторами выставки стояла очень сложная задача. Выставка такого масштаба объединила в своих рамках самые различные направления деятельности, оборудование и технологии, а также просто колоссальное количество фирм-участников, что требовало их рационального размещения. Это большая и непростая проблема для любой выставки, а тем более для выставки подобной тематики. Достаточно, к примеру, сказать, что демонстрация инструментов для исполнения классической музыки и тяжелого рока требуют абсолютно разных условий. Эти процессы не возможно осуществлять одномоментно и в одном и том же помещении.
С этой точки зрения очень удачно выбрано место проведения — КВЦ «Сокольники». Данный выставочный комплекс представляет собой целый городок самостоятельных павильонов, объединенных в одну выставочную композицию. Используя особенности территории комплекса, организаторы выставки очень грамотно распределили участников выставки по павильонам (с учетом функциональности, специализации, уровня громкости и т.п.). Это способствовало созданию комфортной рабочей атмосферы, которая в сочетании с атмосферой «золотой осени» (комплекс расположен в лесу), создавало особенный эмоционально-художественный настрой, располагающий к творчеству и вдохновению.
Помимо традиционной формы демонстрации оборудования на стендах компаний программа выставочных мероприятий была достаточно насыщенной различными мероприятиями и очень обширной:
презентации технического оборудования, новых альбомов и даже различных тренингов, демонстрация современных технологий в шоу-бизнесе и обсуждение ряда юридических аспектов применения отдельных видов новых технологий, семинары. Плюс к этому выступления и мастер классы (и непосредственно на стендах компаний, и на специально отведенных для этого площадках) ведущих исполнителей, мастеров технических и спец-эффектов и т.д.

Следует сказать, что демонстрация музыкального оборудования и особенно инструментов высокого класса требует особого подхода — помимо грамотных менеджеров и консультантов, владеющих технической и коммерческой информацией, необходимы еще и другие специалисты, а именно исполнители, причем самого высокого уровня. В противном случае просто не удастся продемонстрировать возможности профессионального инструмента в полном объеме.

Один из павильонов на время проведения выставки превратился в настоящую концертную площадку, где постоянно проходили выступления известных исполнителей.

Перечислим лишь некоторые из них.
В рамках выставки «Музыка Москва 2008″ состоялся концерт с участием представителей отечественной тяжелой сцены (SHADOW HOST, SEDUCER’S EMBARCE, EVERLOST, SCREAM IN DARKNESS, FRAGILE ART, STALWART, HATECRAFT, FOREST STREAM). Помимо групп тяжелого жанра можно было услышать выступление участницы известного гитарного проекта TRINITY Елены Сигаловой.

Обширную экспозицию и серию представлений демонстрировала компания YAMAHA MUSIC
— была представлена концепция магазинов Beat Spot ( концепция дизайна и оформления магазинов, в которых продаются современные электромузыкальные инструменты Yamaha), а также насыщенная музыкальная программа: демонстрации, мастер-классы и настоящий рок-концерт. В рамках экспозиции компании прошли:

  • МАСТЕР-КЛАСС И АВТОГРАФ-СЕССИЯ знаменитого белорусского гитариста ВИКТОРА СМОЛЬСКОГО (RAGE-Германия).
  • Один из ведущих музыкантов Yamaha Music -Зак Бонд продемонстрировал возможности электронных барабанов YAMAHA DTX.
  • концерт и мастер-класс ИВАНА ИЗОТОВА (ЭПИДЕМИЯ). БАС-ГИТАРА
  • BERT SMORENBURG (ДАНИЯ) с синтезатором и музыкальным чудом -TENORI-ON!

В рамках экспозиции и ПРОГРАММЫ КОМПАНИИ «МУЗТОРГ» (Сеть музыкальных магазинов) прошли:

Финал VI-го международного конкурса молодых барабанщиков,
Финал II-го международного конкурса «ЛИДЕР-ГИТАРИСТ 2008″
Розыгрыш призов от МузТорга
Концерты от МузТорга
Выступление группы «Ольви»
Выступление группы «Blues Cats»
Выступление групп «АГАПИ», «KATYA BLAZE», «REFLECTION OF FIRE» и многих других.
Различные идеи участников выставки по представлению своей продукции, технологий, навыков нашли свою реализацию в том или ином формате благодаря предоставленным организаторами возможностям и четкой организации всего выставочного процесса (от креативных решений до технических и бытовых деталей).
На организационной стороне хочется остановиться особо:

  • легкая, быстрая и четкая регистрация посетителей выставки, которая не создавала задержек и нервозности на входе;
  • хорошо подготовленный, проинструктированный и внимательный персонал (охрана, сотрудники сервисных служб и т.д.). Практически любой технический сотрудник выставки мог дать вразумительную, конкретную консультацию о местоположении той или иной компании, различных сервисных служб и др. немаловажных для любого посетителя сервисах и структурах, порядке работы и программе выставки и т.д.;
  • удобный подъезд и стоянка автомобилей;
  • хорошая информационная поддержка со стороны организаторов участников и посетителей выставки.

Интересный и содержательный сайт выставки, где представлена не только рекламная, но и много полезной информации как для участников, так и для посетителей выставки (тематика, время и участники большинства проводимых на выставке мероприятий, информация об участниках концертов, ведущих семинаров и мастер-классов и т.п.). Очень ценной информацией для посетителя, планирующего посещение и свою работу на выставке,была информация «Список компаний-участников по видам деятельности» из каталога выставки, размещенная на сайте.

Для выставки, на которой представлено около 200 фирм-участников, которые сгруппированы в 21 раздел по специализации, такой путеводитель просто необходим. Пригласительный билет уже не в состоянии вместить всю эту информацию. Хотелось бы на последующих выставках иметь возможность в таком справочнике-путеводителе получить краткую информацию о каждом участнике, как это сделано в каталоге выставки (кстати очень удачном: удобном, компактном, достаточно информативном и красочно оформленном).
Здесь приходится коснуться общей проблемы всех выставок на современном этапе. Растет количество выставок, их размеров, количества участников, а , следовательно, и информационной насыщенности мероприятия и той информационно-психологической нагрузки, которая ложится на посетителя выставки. Чтобы не потеряться в этом бурном потоке каждый участник из кожи вон лезет, чтобы произвести незабываемое впечатление на своего потенциального клиента и оставить хоть какой-то след в его уставшей голове. На помощь приходят различные сценические эффекты, рекламные трюки, необычное оформление и др. всевозможные наработки современных выставочных и рекламных технологий. Которые, кстати, создают дополнительную нагрузку на и без того уже уставшую голову. Вот и получается, что с одной стороны увеличение масштабов выставки — это хорошо (престиж, масштаб, рейтинг и т.п.), а с др. стороны — не хорошо (страдает процесс восприятия из-за ограниченных возможностей оперативной памяти и внимания). Возможно, в этом кроется одна из причин, почему целый ряд выставок, просуществовав много лет и развившись до внушительных масштабов, превращается к красивое шоу и перестает выполнять свою основную роль — быть местом, где компании находят своих клиентов и партнеров и наоборот; куда приходят не только получать новые впечатления, но и работать — сравнивать, выбирать, заводить новые контакты. Отсюда новая задача, вырастающая перед организаторами выставок — становиться психологами и разрабатывать приемы структурной подачи информации (назовем, к примеру, «выставочная логистика»), которые помогут посетителю помимо общего впечатления унести с выставки и сохранить необходимую и полезную для него информацию, совершить необходимые встречи, переговоры и консультации, уложившись в отведенные на выставку 3-4 дня. На сегодняшний день здесь могли бы помочь каталоги. Но, проблема в том, что это удовольствие очень дорогое (красочное издание на хорошей бумаге, содержащее большой объем печатного текста). Обеспечить бесплатными каталогами удается, как правило, только участников выставки, в то время как по логике вещей, они больше нужны посетителю. Значит надо искать какие-то другие формы подачи такой информации (электронные каталоги на сайте, CD-дисках, др. магнитных носителях; информация на специальных терминалах на самой выставке — посетитель может полистать электронные странички, почитать об участниках, выбрать необходимые, составить себе «путевой лист» и посетить необходимые ему стенды и мероприятия; можно перекачать информацию на флэш-карту, при наличии таких предусмотренных на выставке мест и возможностей и т.д.). Все развивается, в том числе и выставочные технологии. Думаю, что организаторы данной выставки уже в ближайшем будущем предложат нам свое интересное решение этой проблемы. То, что мы наблюдаем уже сегодня (организационные подходы, информационное сопровождение, структура сайта и т.д.) говорят о том, что они активно работают в этом направлении.

Сегодня стремление организаторов выставки — «сделать выставку ярким деловым событием для профессионалов и праздником для всех любителей музыки и шоу» — удалось в полном объеме, а настрой «всегда быть на шаг впереди и успешно конкурировать с крупнейшими профильными выставками мира» позволяют ожидать от следующей ХУ Международной Специализированной Выставки «Музыка Москва 2009″ еще более ярких впечатлений и интересных решений.